Использование логоритмики с элементами нейрогимнастики на ортоковриках в работе с дошкольниками с ТНР
При подготовке материала был использован метод логоритмики с нейрогимнастикой, разработанный логопедом Шутовой Н.Г. и являющийся неотъемлемой частью запатентованного способа устранения заикания у детей и взрослых.
Всем ли детям нужно заниматься нейрологоритмикой? Время простых решений закончилось. Каждый год детей с нарушениями развития становится все больше. Проблемы – сложнее. Идет время, расходуются силы и ресурсы, растет неудовлетворённость результатами и усталость. В современных реалиях все специалисты дошкольного образования ищут новые методы и эффективные решения.
Для нас таким решением стало использование нейропсихологических элементов в работе. В его основе лежит метод замещающего онтогенеза, позволяющий «заместить» специальными упражнениями недостающий этап развития и «выровнять» все последующие.
Движение – первый язык ребёнка.
Посредством движения ребенок начинает осваивать мир вокруг себя и обретать контроль над своим телом. Именно с этого периода и начинается постепенное осознание схемы тела, которая формируется самим человеком. Это очень сложная информация, хотя она помогает ребенку выделять себя из окружающего мира.
Многие современные родители задаются вопросом, зачем детям хорошо сформированная схема тела. Ответ лежит на поверхности. Это и ловкость, и разнообразные бытовые навыки, спорт и даже в будущем профессия. Хорошо сформированные моторные навыки и умелости помогают детям устанавливать контакт с другими детьми, ведь умелых уважают, к ним прислушиваются. Таким образом, самооценка у детей может быть сформирована через моторные навыки. Осознание и развитие схемы тела имеет огромное значение не только для психического, но и для когнитивного развития: чтение, письмо, цифровой ряд, понимание пространства, овладение речью.
Познакомившись с данным методом, мы изменили свой подход к коррекционной работе. В свою работу стали включать игры, которые помогают ребёнку сознательно управлять своим телом, планировать и удерживать моторную программу, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, держать фокус произвольного внимания, синхронизировать движения с речью, тем самым создавая предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов.
Логоритмика и нейроигры. В результате дети учатся:
- выстраивать схему тела, лучше ориентироваться в пространстве, что способствует развитию восприятия, памяти и внимания;
- планировать и контролировать свои действия;
- оттормаживать импульсивные реакции;
- успешно перерабатывать слуховую и зрительно-пространственную информацию;
Всё это способствует быстрой наработке новых нейронных связей.
Для работы в рамках программы «Логоритмика с элементами нейрогимнастики» мы используем ортоковрики – резиновые модули, служащие для профилактических и коррекционных ортопедических проблем. Они гигиеничны, выдерживают многократную обработку, имеют разные цвета и текстуры.
Основная задача для детей – запомнить моторный маршрут, т.е. последовательность движений для рук и ног, работать одноименными и разноимёнными руками – ногами, произнося при этом в ритм стихи Агнии Барто (они написаны таким стихотворным размером, который идеально подходит для ритмического проговаривания) или любой другой речевой материал (автоматизируемые звуки, слоги, слова, фразы).
Начальный этап
Этот этап чрезвычайно важен. От его успешного освоения будет зависеть результат дальнейшей работы.
С первых занятий дети учатся раскладывать коврики самостоятельно по определенным правилам: они выкладываются по кругу, цвет и фактура, рядом стоящих ковриков, не повторяется. Это необходимо для того, чтобы расстояние между ковриками было видно ребенку, а нижнее боковое зрение помогало ему видеть границы ковриков. Каждый шаг ребенка – это каждый раз новая фактура ковриков, а значит и каждый раз разная сенсорная информация, которая поступает в мозг. Некоторым детям удерживать равновесие бывает очень проблематично даже на этом этапе. Моторно незрелые дети обычно задерживаются на этом этапе дольше других детей. В единичных случаях работа начинается с сопряженных шагов педагога и ребенка.
На первом этапе мы учим просто ходить по коврикам прямым переменным, приставным шагом под счет 1,2,3,4. На первых занятиях счет ведет педагог самостоятельно, потому что когда у ребенка включается речевая функция, моторная программа сбивается. Но практика показывает, что как только осваиваются ритмические шаги, целесообразно переходить к тому, чтобы счет вели сами дети.
Начинать шаг можно как с ведущей ноги, так и только с правой. Но в последнем случае педагогу удобнее отследить правильность выполнения задания. В дальнейшем моторная программа по мере усвоения предыдущей усложняется.
Основной этап
Ребёнок идет по кругу пока не собьётся, минимум один круг (можно два), тем самым расширяются границы его активного внимания.
Затем моторная программа усложняется разнообразными движениями рук и речевым сопровождением. Например: на каждый шаг добавляется хлопок, или поочередное, последовательное поднимание рук, разведение их в стороны, опускание вниз.
Когда основные движения руками дети осваивают, мы видоизменяем задания на ковриках. Дети осваивают прямой приставной шаг и боковой приставной шаг. Со временем в работу вводятся кинезиомячики и сенсорные мешочки.
Выводы
Нейрогимнастика является здоровьесберегающей и игровой технологией. Наш опыт в формате мультибригадного подхода (вовлечение нескольких специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога и музыкального руководителя) использования нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми с нарушениями речи и снижением когнитивной функции показывает хорошие результаты по исправлению этих нарушений. Активизация межполушарного взаимодействия действительно дает возможность развивать нейромоторную готовность, улучшается вертикаль тела и чувство равновесия, дети лучше ощущают свое тело, осваивают понятия лево-право, у них улучшается слухоречевая память, появляется самоконтроль и умение контролировать чужие ошибки, поведенческие расстройства. Упражнения на ортоковриках привлекают внимание детей, помогают преодолевать пассивное отношение к занятиям. У педагога появляется возможность установить тесный контакт практически с любым ребенком, робкие дети становятся более раскрепощенными, а агрессивные-более уравновешенными. Эта работа позволяет детям наращивать внутренний ресурс, который способствует созданию базы для преодоления психоречевых нарушений.