Конспект непосредственно – образовательной опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в средней группе по теме: «Чудо — молоко»
Цель: создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности детей, через формирование представлений о пользе молоке.
Задачи:
Обучающие:
— продолжать формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека;
— закрепить знания детей о свойствах молока.
Развивающие:
— продолжать закреплять умения детей проводить элементарные опыты, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения;
— развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений.
Речевые:
— продолжать расширять словарный запас детей, за счет слов: кипящее молоко, сквашивание молока, молоко пенится, нагревается; лаборатория, эксперимент.
Воспитательные:
— воспитывать у детей здоровый образ жизни;
— воспитывать умение работать в коллективе;
— воспитывать доброту, заботливое отношение друг к другу.
Виды деятельности: познавательная, исследовательская.
Формы организации: подгрупповая
Формы реализации детских видов деятельности: детское экспериментирование
Оборудование:
пластиковые стаканчики,
блюдца,
лимонная кислота,
сода,
ватные палочки,
молоко,
вода,
жидкое мыло,
средство для посуды
пищевые красители;
набор муляжей молочных продуктов,
мультимедийное оборудование,
презентация по теме занятия, фрагмент из мультфильм «Трое в Простоквашино»
Предварительная работа:
проведение опытов с молоком и изучение их свойств;
просмотр дидактического и иллюстративного материала;
чтение стихов о молоке, разгадывание загадок о молочных продуктах.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационная часть.
Просмотр мультфильма Простоквашино
На экране появляется видеоролик, где Матроскин и Шарик спорят о молоке.Это привлекает внимание детей.
В: — Ребята о чем в мультике спорят Шарик и Матроскин (Шарик хочет газировки, а в доме везде молоко).
— Может кто-то догадался, и понял, о чем мы сегодня будем говорить? ( Правильно. О молоке и молочных продуктах).
На экране появляется Шарик с письмом.
— Смотрите, ребята, Шарик написал нам письмо и просит вас помочь ему разобраться и понять,где на картинке молочные продукты,а где другие. Поможем ему?(Да). В.: Тогда се внимание на доску.
Игра «Четвертый лишний»
1 слайд. (появляется картинка)
В.:? скажите ребята, что лишнее на этой картинке (курица. Почему?)
2 слайд. (картинка).
В.: — скажите ребята, что лишнее на этой картинке (фрукты. Почему?)
3 слайд. (появляется картина)
В.:- а что лишнее на этой картинке? (сосиски, почему?)
4 слайд: (картинка)
В.:- а что лишнее на этой картинке? (кока-кола, почему?)
— Ребята, вы молодцы. А сейчас давайте напомним еще раз Шарику какие еще бывают молочные продукты.
Игра «Назови молочные продукты»
(мячик передаем и называем молочные продукты).
Молодцы ребята, сколько вы знаете молочных продуктов.
В.:- Ребята, но у Шарика еще есть карточки. Он понимает, что это свойства молока, но какие он не может понять. Поможем ему разобраться и запомнить?
- Молоко – жидкость.
- Молоко имеет запах.
- Молоко имеет вкус.
- Молоко может сквашиваться.
- Молоко имеет белый цвет и оно не прозрачное.
- Молоко окрашивает другие жидкости.
Основная часть.
В.: Сколько мы уже с вами знаем свойств молока. А хотите узнать еще одно свойство. Я приглашаю вас в лабораторию чудес. Но для начала нам необходимо одеть халаты и сесть за стол.
Опыты. Эксперименты. Исследования.
ОПЫТ 1. «КИПЯЩЕЕ МОЛОКО»
В.: — Есть выражение «МОЛОКО УБЕЖАЛО» У молока есть ноги? (Нет)
— Почему так говорят?
-Молоко «убегает» при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты, кастрюлю с молоком, то часть молока из нее просто выбежит.
— Хотите посмотреть как молоко «бегает»? У нас есть волшебная плита, на которой мы и вскипятим наше молоко.
— смотрите, что получается. (молоко пенится и кипит)
Какое свойство мы еще узнали.
ВЫВОД: при нагреве молоко начинает ПЕНИТСЯ и КИПИТ.
В.: — Найдите схему действия данного эксперимента и прикрепите его к доске.
В.: — Ребята, а хотите самостоятельно открыть еще одно свойство молока.
Я приглашаю вас всех подойти к рабочему столу.
ОПЫТ « ЦВЕТНОЕ МОЛОКО»
— Ребята вы любите рисовать? На чем вы рисуете? ( На листочках, в альбомах, на снегу, песке, на асфальте…)
— Чем обычно рисуете? ( Красками, карандашами, фломастерами, палочкой, мелками…)
— А на молоке кто-нибудь из вас рисовал? ( Нет) интересно, сможем ли мы его окрасить.
— Хотите попробовать?
На столах стоит молоко в тарелках. Добавить в него несколько капель зелёной, красной, синей краски (Пипеткой, кисточкой или ватной палочкой).
— Возьмите другую ватную палочку, окуните ее в жидкое мыло. Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в течение буквально 10 секунд. Только касаемся!
А далее начинается самое интересное – волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться. Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!
Здорово! Какое мы еще свойство узнали.
Вывод: молоко не только может окрашивать другие жидкости, но и само окрашивается.
Давайте подойдем к доске и найдем схему данного свойства.
Заключительная часть.
Рефлексия.
В.: Ребята, вам понравились наши опыты. -О каком продукте мы сегодня говорили?
Какие новые свойства молока мы сегодня узнали?
Сегодня мы с вами увидели, какие чудеса можно сделать с молоком. А кто из вас захочет , вечером покажите эти чудеса дома родителям.
Давайте напишем Шарику письмо, в котором расскажем о новых свойствах молока.
А мы будем и дальше продолжать работу в нашей чудесной лаборатории.
Спасибо вам за работу!!!