корпус "Берёзка"
Ленинградская область, г.Кириши
проспект Героев, дом 5а
Тел: 8 (81368) 271-87
корпус "Айболит"
Ленинградская область, г.Кириши
улица Энергетиков, дом 16а
Тел: 8 (81368) 262-61

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные камни» (средняя группа)

Интеграция образовательных областей: «Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Речевая».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.

Познавательные задачи:

Коррекционные задачи:

Воспитательные задачи:

 

Словарная работа.

Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый, крепкий, твёрдый, холодный, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий, прозрачный, светлый, тёмный, прочный, надёжный.

Материалы: презентация с набором схем-рисунков о свойствах камней; наборы камней, лупы, домики поросят, макеты поросят.

Предварительная работа.

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами, сбор коллекции камней, чтение сказки «Три поросенка»

 

Ход занятия

Организационный момент

Сюрпризный момент.

Звучит музыка из мультфильма «Три Поросенка»

Воспитатель: Ребята, вы узнали эту песню? Давайте вспомним, из какой сказки эти герои?

Дети: Это поросята из сказки «Три поросёнка».

Воспитатель: правильно ребята! Давайте вспомним, кого они боялись больше всего на свете?

Дети: Серого волка!

Воспитатель: Что же помогло нашим героям спастись от волка?

Дети: Они построили дома.

Воспитатель: Правильно! Из чего же были сделаны дома поросят?

Дети: Ниф-Ниф и Нуф-Нуф строят соломенный и деревянный домики, а Наф-Наф – дом из камня.

Воспитатель: Скажите, какой дом оказался самым крепким и надёжным?

Дети: Дом Наф-Нафа из камня.

Воспитатель: Вы правы, только Ниф-Ниф и Нуф-Нуф не понимают, почему их домики оказались такими непрочными. Поможем поросятам разобраться?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к домикам поросят и посмотрим, из чего они были сделаны.

Дети открывают двери у домиков. В первой находится солома, во второй – ветки, в третьей – камни.

Воспитатель: Дети давайте проверим, какой из этих материалов самый прочный. Дети рассматривают, изучают и пытаются сломать солому, ветки и камни, затем дуют на них, как делал это волк в сказке, и приходят к выводу, что солома легко ломается, её легко сдвинуть с места при помощи дыхания. Ветки прочнее соломы, но их тоже можно сломать, приложив усилия. Содержимое третьего домика – камни – не сломать, они твёрдые и тяжёлые.

 

Воспитатель: Из какого же материала получится самый надёжный дом?

Дети: Из камня.

Воспитатель: Правильно! Камни – очень удивительные и необычные. Мы о них знаем очень мало. Вы хотите познакомимся с ними поближе?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда поспешим в нашу исследовательскую лабораторию и проведём интересные опыты с таким материалом , как камни. Но сначала вспомним правила поведения в лаборатории. Какие?

Дети: В лаборатории громко не разговаривать. Нельзя ничего брать в рот и пробовать. Проводить опыты на своем рабочем месте. Работать с осторожностью.

Основная часть.

Опыт №1. Определение цвета и формы камней.

Воспитатель: Сначала поработаем глазками. Давайте внимательно осмотрим камни. Какого они цвета?

Дети делятся наблюдениями: камни разные по цвету: коричневые, серые, белые, голубые, разноцветные.

Воспитатель: А на какую геометрическую фигуру похожи наши камни?

Дети: Овал, круг.

Вывод: камни бывают разного цвета и разной геометрической формы.

Воспитатель на доске с помощью презентации ставит рисунок-схему «Цвет и форма камней».

 

Опыт №2. Определение размера камней.

Воспитатель: Рассмотрите внимательно камни и скажите: все ли камни одинакового размера?

Дети: Нет. Они разные.

Воспитатель: Найдите и покажите мне самый большой камень. А теперь самый маленький.

Вывод: камни бывают разных размеров.

Воспитатель прикрепляет на доску схему-рисунок «Размер камней».

 

 

Физминутка «Камни»

Камни мы найдём в горах,

Их верхушки в облаках. (Поднимаем руки, тянемся вверх)

На дороге камни есть,

Под ногами их не счесть. (Наклоны вниз, тянемся руками к пальцам ног)

Если в море мы нырнём,

Камни даже там найдём. (Приседаем, задерживаем дыхание, будто ныряем)

 

Опыт №3. Определение характера поверхности камней.

Воспитатель: Сейчас нам понадобятся очень чувствительные пальчики.

Самомассаж. Каждый пальчик мы потрём,

Свои ручки разомнём.

Воспитатель: Возьмите и погладьте каждый камушек. Какая поверхность камней?

Дети делятся открытиями.

Воспитатель: Покажите самый гладкий камень. А теперь – самый шершавый.

Вывод: камни могут быть гладкими и шероховатыми.

Воспитатель показывает на доске схему «Поверхность камней».

 

Опыт №4. Рассматривание камней через лупу.

Воспитатель: Чтобы ещё лучше увидеть поверхность камней, воспользуемся лупами.

Дети при помощи лупы изучают камни.

Воспитатель: Что интересного вы увидели?

Вывод: камни имеют рисунок: ямочки, узоры, крапинки, полоски, углубления.

Воспитатель прикрепляет на доску схему «Рисунок камней»

 

Игра «Музыкальные камни»

Воспитатель: Как вы думаете, могут ли камни разговаривать и даже петь? Давайте это проверим! Постучите камнями друг о друга. Что вы слышите? Камни разговаривают друг с другом, и у каждого из них свой голос. Насыпьте камушки в пластмассовую коробку, закройте её крышкой и потрясите. У нас получился настоящий оркестр!

Рефлексия

 

Воспитатель: Вы – большие молодцы! Мы с вами доказали поросятам, что камень – очень надёжный материал для строительства дома, и волку он не по зубам. К тому же камни очень красивые. А еще на память о нашем занятии я предлагаю вам поселить на пруду у домиков наших поросят замечательные цветы и посмотреть, как красиво они раскроются.  А пока они будут раскрываться, мы с вами вспомним с какими характеристиками камней мы сегодня познакомились. (камни бывают разного цвета, разной геометрической формы; бывают разного размера; у камней разная поверхность; они имеют рисунки, крапинки, полоски; еще мы узнали, что камни могут разговаривать) Будем надеяться, что поросята запомнят из чего надо делать свои домики.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?