корпус "Берёзка"
Ленинградская область, г.Кириши
проспект Героев, дом 5а
Тел: 8 (81368) 271-87
корпус "Айболит"
Ленинградская область, г.Кириши
улица Энергетиков, дом 16а
Тел: 8 (81368) 262-61

Мнемотехника как средство развития грамматических навыков

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.

Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не сможет, не овладев грамматическим строем. Развитие грамматического строя – это залог более успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы.

В последние годы отмечается значительный рост количества детей с задержкой психического развития (далее ЗПР). Поэтому одной из наиболее важных и актуальных проблем педагогики и психологии является проблема воспитания и обучения дошкольников с ЗПР.

Для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития вполне оправдана совместное применение традиционных методов, а также творческих, благодаря очевидной их эффективности. Одним из таких методов является мнемотехника. Она значительно упрощает процесс запоминания, развитие ассоциативного мышления и воображение, а также повышает внимательность. Кроме того, грамотное применение мнемотехники помогает расширению словарного запаса и формированию грамматической стороны речи. В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится все более актуальным.

Мнемотехника представляет собой систему методов и приемов, способствующих эффективному запоминанию, сохранению и воспроизведению информации, а также развитию речи. Применение мнемотехники для дошкольников обосновано тем, что именно в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание происходит в основном произвольно: также лучше закрепляются в памяти события, предметы, факты и явления, близкие к их жизненному опыту.

В рамках федерального государственного образовательного стандарта использование мнемотехники в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько направлений образования:

Некоторые компоненты речевого развития:

Овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.

 

ЗПР- одна из самых распространенных форм психических расстройств. ЗПР — это особый тип психического развития детей, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов. «Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов»

У детей с характерными особенностями умственная деятельность несёт обратимый характер, так как «ЗПР – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания в психики целом и отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития»

У детей с ЗПР наблюдаются следующие проблемы: неспособность согласовывать слова в предложении, недостаточный словарный запас,   нарушения развития высших психических функций, что препятствует эффективному исправлению всей речевой деятельности (ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания). Рассеянное внимание приводит к трудностям при выполнении задач, основанных на восприятии речи, устными инструкциями. Задержки в развитии умственных операций вызывают трудности в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Р. И. Лалаева подчеркивает, что «формирование грамматических навыков даже в особых условиях очень сложно для детей» по той причине, что грамматические категории всегда абстрактны и имеют множество правил. Грамматические формы слов, словоизменения, предложения появляются у детей с ЗПР, как правило, в том же порядке, что и при нормальном речевом развитии, разница заключается в очень медленном темпе усвоения, несоответствиях морфологических структур и строения предложений в речи.

В речи ребенка существительные и глаголы произносятся медленнее, чем другие части речи, и они также имеют ряд особенностей. Не каждой из этих форм достаточно, чтобы объединить их с морфологическими свойствами. В редких случаях необходима работа над правильным сравнением прилагательных с существительными для детей с ЗПР. Наблюдаются следующие нарушения:

— неверное использование родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (льется лейка, зеленый мячи, много окнов);

— неверное использование падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет пять машина);

— неверное согласование глаголов с существительными и местоимениями (мальчики играет, он пошла);

— неверное использование родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);

— неправильное употребление предложно-падежных конструкций (под шкафа, в столу, из коробка).

В заключение можно отметить, что развитие грамматической стороны речи у детей с ЗПР отмечается качественными особенностями и происходит в замедленном темпе. Актуальность особенностей грамматических навыков у детей с ЗПР определена как сложностью онтогенеза грамматики данного ребенка, так и важностью этой проблемы для дальнейшего обучения в школе.

Процесс словоизменения как существительных и прилагательных, так и глаголов у детей с ЗПР нарушен.

Задержка развития грамматического строя обусловлена следующими причинами: физиологическими особенностями, возрастными особенностями развития речи, социальным окружением, особенно в активной речевой практике.

Детский сад не ставит перед собой задачу учить детей законам, грамматике, не знакомить с её категориями и терминологией, а наоборот, помочь детям освоить правила и законы языка в практике живой речи.

Основным условием формирования грамматического строя речи является: 1) Грамотно спланированная работа педагога, 2) система упражнений, направленная на развитие грамматического строя 3) общение детей в социуме

На современном этапе развития образования актуальна проблема социализации детей с ЗПР. Решению этой проблемы способствует индивидуальный, дифференцированный и постепенный подход.

Самый важный инструмент нашего разума — это память. «Память (англ. memory) – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта». Если мы хотим, чтобы наша память нас не подводила, тем более в самые ответственные моменты, нам нужно её постоянно тренировать. И для этого существует большое количество методов для эффективного развития и использования памяти. Одним из методов развития памяти является мнемонический.

«Мнемоника — это система различных приемов усвоения материала (техника запоминания)». Основная цель этой технологии состоит в развитии различных типов памяти: слуховой, двигательной, зрительной.

Применение мнемонических приемов позволяет решать такие задачи, как:

— освоение познавательных способностей;

— развитие основных психических процессов (память, внимания, образного мышления и речи);

— тренировка навыков связной речи, обучение сочинению рассказов;

— развитие мелкой моторики рук.

Использование мнемонических приемов положительно влияет на развитие таких психических функций, как восприятие, внимание, мышление и речь. Мнемотехнику в детском саду как эффективный метод запоминания, обычно начинают применять от простого к сложному.

Первым, что детям предлагают для разбора, это мнемонические квадраты — понятные картинки, изображающие слово, словосочетание, его особенности или простое предложение.

Далее педагог ставит более сложные задачи, демонстрируя мнемонические подсказки: это уже составление мнемодорожек из трех или четырех мнемоквадратов, из которых составляется предложение.

Заключительная работа по мнемотехнике является самой сложной –мнемотаблица. Это изображения основных связей, в том числе схематических, с помощью которых можно запомнить и воспроизвести стихотворение или даже целый рассказ.

Можно предположить, что сюжетная картинка по своей структуре выполняет такие же задачи, что и мнемотехника. Но это не совсем так. Безусловно, сюжетная картинка является мощным инструментом для развития речи детей. Но если сюжетная картинка предполагает готовую целостную историю, отображая какое-нибудь событие или ситуацию, то мнемотехника дает возможность ребенку самостоятельно поэтапно составить предложение или рассказ, опираясь на картинки – символы.

Для дошкольников старшего возраста необходимость приемов мнемотехники обусловлена тем, что именно в этом возрасте у детей превалирует зрительная память, не говоря уже о детях с ЗПР, у которых познавательная активность снижена, а психические функции ослаблены. Зрительное запоминание в данном случае протекает непроизвольно, по той причине, что в поле зрения ребенка попал какой-то предмет или явление. В любом случае вы ощутите трудности. Мнемотехника помогает развитию ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, связной речи и мелкой моторики рук.

Рассмотрим часть заданий используемых для развития грамматических навыков:

  1. Употребление существительных в заданном падеже.

Именительный падеж единственного и множественного числа имен существительных.

Для работы с  упражнением «Один много» мы использовали картинки по проводимым лексическим темам («Овощи», «Мебель», «Домашние животные»). Отдельно на каждом квадрате были изображены предметы в единственном числе и множественном.

Ход работы с упражнением «Один много».

На магнитную доску педагог вывешивает парные картинки с изображениям одного и нескольких предметов. Ребенку предлагается посмотреть на картинки и назвать, что он видит на них. Педагог на своем примере показывает, как правильно нужно выполнить это задание, выделяя голосом окончания (один помидоР, много помидорОВ и т. д. ).

Аналогично предыдущему заданию выполняется упражнение «Покажи и назови». Только вместо вспомогательного слова (много) педагог использует вопросы «Скажи что это?» или «Кто это?», показывая на картинку, где нарисован один предмет, а потом где много. Также указывая голосом на правильное окончание (помидоР – помидорЫ).

Согласование существительного и числительного

Согласование числительного с существительным именительного падежа отработали в упражнении «Посчитай-ка».

Ход работы с упражнением «Посчитай-ка».

В данном упражнении использовали магнитную доску и магнитные цифры (1, 2, 5). Цифры вывешиваются на доске. Детям на выбор предлагается предметные картинки не в зависимости от темы. Ребенок подходит к доске, вешает картинку под цифрами и начинает считать. (одна пчела, две пчелы, пять пчел и т.д.).

 

Ход работы с упражнением — «Собери урожай».

Ребятам предлагалось собрать овощи с грядок и из теплиц, и посчитать их. На магнитной доске педагогам были размещены в ряд три цифры (1, 2, 5). Под цифрами были расположены полотно с грядкой и полотно с теплицей. Около доски выкладывались картинки с овощами. Ребенку нужно было подойти к доске и выбрать любой овощ и поместить его в нужное полотно, то есть где он растет, и посчитать согласно выше предложенным цифрам. Например: я соберу с грядки один красныЙ помидоР, два красныХ помидорА, пять красныХ помидорОВ. Остальные дети следят за выполнением задания своего товарища и в случае чего помогают ему.

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?