корпус "Берёзка"
Ленинградская область, г.Кириши
проспект Героев, дом 5а
Тел: 8 (81368) 271-87
корпус "Айболит"
Ленинградская область, г.Кириши
улица Энергетиков, дом 16а
Тел: 8 (81368) 262-61

Песочная игровая терапия (sand-play)

Внедрение принципиально новых подходов к ребенку требует во многом и новейших технологий. Такой инновацией, в частности, стала работа с песком (sand-play). Она взяла начало от древних детских игр с этим любимым материалом.

Податливость песка дает каждому ребенку возможность почувствовать себя творцом. Ребенок создает сооружения из песка, любуется ими, играет, а затем разрушает, чтобы появилось что-то новое. Один сюжет сменяется другим, и так без конца. Кто-то может подумать: слишком все просто, но именно эта простота, естественные для человека действия таят в себе уникальную тайну: в сети нет ничего такого, что было бы окончательно разрушено — просто старое уступает новому. Много раз проживая это, ребенок достигает состояния душевного равновесия.

При организации игры с песком необходимо опираться на психотерапевтические рекомендации Карла Густава Юнга и его последователей, опыт коллег. Передавая детям знания о песке, знакомим их с окружающим миром, развиваем у дошкольников желание познавать, экспериментировать.

55

Что такое песочная терапия?

Пескотерапия (sand-play) – одна из разновидностей игротерапии, как способ развития ребенка. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.

Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому игры с песком наиболее любимы и близки детям.

Цель песочной терапии: развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видов деятельности.

Задачи пескотерапии:

— релаксация, снятие мышечной напряженности;

— развитие зрительно – пространственной ориентировки;

— концентрация внимания, памяти;

— развитие речи и логики, расширение словарного запаса;

— стабилизация эмоционального состояния, поглощая негативную энергию;

— способствует развитию рефлексии (самоанализа) ребенка;

— развитие творческих (креативные) способностей;

— формирование позитивной коммуникации.

Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Однако на самом деле это удивительный и загадочный материал, и дети, и взрослые могут часами играть в песке. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Он обладает способностью завораживать человека. С самого раннего возраста детей начинает манить к песку: им хочется потрогать песок, выкопать ямку, поиграть игрушками, построить разнообразные лабиринты.

Песочная терапия — это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью коллекции мелких игрушек (игрушка не должна превышать более 8 см, природного бросового материала (камешки, веточки, шишки, пуговицы и т. д., ящика с песком, небольшого количества воды. Если ребенок плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможным.

Когда дети касаются песка, погружают в него руки, у них развиваются тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика. Кроме того, песок имеет удивительную способность «заземлять» негативную психическую энергию, поэтому является прекрасным психопрофилактические средством.

Мешкая в песке, реализуя свой замысел, малыш приобретает жизненный опыт, учится взаимодействовать со сверстниками, выражая свои мысли и поддерживая диалог, представляя свои сооружения, передавая собственные чувства. У него интенсивнее развиваются речь, познавательные процессы. Манипулирование с песком способствует развитию фантазии, образного мышления, отработке точности движений.

Метод (sand-play) (песочной игры) предоставляет неограниченные возможности для организации интегрированной деятельности дошкольников. Следовательно, нет ничего проще и доступнее, удобнее и разнообразнее, естественного и объемного, чем песочная игра.

Другими словами, использование песочницы на практике дает комплексный учебный, терапевтический и воспитательный эффекты.

Работу с песком можно органично вплетать в образовательно-воспитательный процесс, который способствует развитию творческого потенциала детей, дает возможность эффективно организовать коррекционную работу.

Проигрывая ситуацию, ребенок раскрывается, и на поверхности, откуда не возьмись, появляются герои сказок, картины природы, танцующие цифры и буквы и взрослые получают возможность увидеть настроение ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии это обязательно отразиться на песочную поверхностьПесочная терапия замечательно развивает фантазию, творческие способности, образное мышление, мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев, развивает внимательность и концентрацию; вырабатывает способность контролировать свои эмоции; учит преодолевать трудности, полагаться на самого себя). Песочная терапия для детей дошкольного возраста хороша и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в изобразительной деятельности. А значит можно ошибиться. Занимаясь с песком, дети непосредственны, веселы и свободны в своих действиях: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно. Дети часто не могут рассказать, что с ними происходит. Играя с песком, ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, проигрывая различные ситуации и трудности в своей жизни. Например, нерешительность, скованность, или свои страхи. В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть, сначала на песке, а затем и в реальной жизни!

Использование песочной терапии дает положительные результаты:

— Дети чувствуют себя более успешными;

— Дети научились выражать свои эмоции безобидной форме;

— Дети легче адаптируются в коллективе, наладилось эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;

— Страх и напряжение исчезает. Уменьшилось проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида);

— Попадая в заворожительную песочную страну, дети играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками!

Чем полезны игры с песком?

— Развивают речь, восприятие, мышление, память, внимание, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение.

— Формируют у ребенка представления об окружающем мире.

— Развивают мелкую моторику, глазомер.

— Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение.

— Помогают узнавать внешний и свой внутренний мир.

— Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу)

Эффект песочной терапии:

Позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;

Положительная динамика в развитии:

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?