Песочная игровая терапия (sand-play)
Внедрение принципиально новых подходов к ребенку требует во многом и новейших технологий. Такой инновацией, в частности, стала работа с песком (sand-play). Она взяла начало от древних детских игр с этим любимым материалом.
Податливость песка дает каждому ребенку возможность почувствовать себя творцом. Ребенок создает сооружения из песка, любуется ими, играет, а затем разрушает, чтобы появилось что-то новое. Один сюжет сменяется другим, и так без конца. Кто-то может подумать: слишком все просто, но именно эта простота, естественные для человека действия таят в себе уникальную тайну: в сети нет ничего такого, что было бы окончательно разрушено — просто старое уступает новому. Много раз проживая это, ребенок достигает состояния душевного равновесия.
При организации игры с песком необходимо опираться на психотерапевтические рекомендации Карла Густава Юнга и его последователей, опыт коллег. Передавая детям знания о песке, знакомим их с окружающим миром, развиваем у дошкольников желание познавать, экспериментировать.
Что такое песочная терапия?
Пескотерапия (sand-play) – одна из разновидностей игротерапии, как способ развития ребенка. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.
Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому игры с песком наиболее любимы и близки детям.
Цель песочной терапии: развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видов деятельности.
Задачи пескотерапии:
— релаксация, снятие мышечной напряженности;
— развитие зрительно – пространственной ориентировки;
— концентрация внимания, памяти;
— развитие речи и логики, расширение словарного запаса;
— стабилизация эмоционального состояния, поглощая негативную энергию;
— способствует развитию рефлексии (самоанализа) ребенка;
— развитие творческих (креативные) способностей;
— формирование позитивной коммуникации.
Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Однако на самом деле это удивительный и загадочный материал, и дети, и взрослые могут часами играть в песке. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Он обладает способностью завораживать человека. С самого раннего возраста детей начинает манить к песку: им хочется потрогать песок, выкопать ямку, поиграть игрушками, построить разнообразные лабиринты.
Песочная терапия — это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью коллекции мелких игрушек (игрушка не должна превышать более 8 см, природного бросового материала (камешки, веточки, шишки, пуговицы и т. д., ящика с песком, небольшого количества воды. Если ребенок плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможным.
Когда дети касаются песка, погружают в него руки, у них развиваются тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика. Кроме того, песок имеет удивительную способность «заземлять» негативную психическую энергию, поэтому является прекрасным психопрофилактические средством.
Мешкая в песке, реализуя свой замысел, малыш приобретает жизненный опыт, учится взаимодействовать со сверстниками, выражая свои мысли и поддерживая диалог, представляя свои сооружения, передавая собственные чувства. У него интенсивнее развиваются речь, познавательные процессы. Манипулирование с песком способствует развитию фантазии, образного мышления, отработке точности движений.
Метод (sand-play) (песочной игры) предоставляет неограниченные возможности для организации интегрированной деятельности дошкольников. Следовательно, нет ничего проще и доступнее, удобнее и разнообразнее, естественного и объемного, чем песочная игра.
Другими словами, использование песочницы на практике дает комплексный учебный, терапевтический и воспитательный эффекты.
Работу с песком можно органично вплетать в образовательно-воспитательный процесс, который способствует развитию творческого потенциала детей, дает возможность эффективно организовать коррекционную работу.
Проигрывая ситуацию, ребенок раскрывается, и на поверхности, откуда не возьмись, появляются герои сказок, картины природы, танцующие цифры и буквы и взрослые получают возможность увидеть настроение ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии это обязательно отразиться на песочную поверхность. Песочная терапия замечательно развивает фантазию, творческие способности, образное мышление, мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев, развивает внимательность и концентрацию; вырабатывает способность контролировать свои эмоции; учит преодолевать трудности, полагаться на самого себя). Песочная терапия для детей дошкольного возраста хороша и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в изобразительной деятельности. А значит можно ошибиться. Занимаясь с песком, дети непосредственны, веселы и свободны в своих действиях: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно. Дети часто не могут рассказать, что с ними происходит. Играя с песком, ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, проигрывая различные ситуации и трудности в своей жизни. Например, нерешительность, скованность, или свои страхи. В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть, сначала на песке, а затем и в реальной жизни!
Использование песочной терапии дает положительные результаты:
— Дети чувствуют себя более успешными;
— Дети научились выражать свои эмоции безобидной форме;
— Дети легче адаптируются в коллективе, наладилось эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;
— Страх и напряжение исчезает. Уменьшилось проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида);
— Попадая в заворожительную песочную страну, дети играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками!
Чем полезны игры с песком?
— Развивают речь, восприятие, мышление, память, внимание, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение.
— Формируют у ребенка представления об окружающем мире.
— Развивают мелкую моторику, глазомер.
— Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение.
— Помогают узнавать внешний и свой внутренний мир.
— Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу)
Эффект песочной терапии:
Позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;
Положительная динамика в развитии:
- образного мышления
- тактильной чувствительности
- зрительно – моторной координации
- ориентировки в пространстве
- сенсомоторного восприятия.