корпус "Берёзка"
Ленинградская область, г.Кириши
проспект Героев, дом 5а
Тел: 8 (81368) 271-87
корпус "Айболит"
Ленинградская область, г.Кириши
улица Энергетиков, дом 16а
Тел: 8 (81368) 262-61

Познавательное развитие дошкольника в процессе экспериментирования

Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, относится к познавательно – речевому развитию. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он может получать. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал, потому что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

Дети 3-4 года:

  1. О материалах (песок, земля, глина, бумага, ткань, дерево).
  2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
  3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений — гороха, бобов, семян цветов).
  4. О способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
  5. Об эталоне «1 минута», «Время».
  6. О предметном мире: (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования, мебель, растения, животные).

Дети 4-5 лет:

  1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
  2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы —  песок, вода,снег, лёд; игры с цветными льдинками).
  3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
  4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).
  5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
  6. О человеке (мои помощники — глаза, нос, уши, рот и т.д.).

Дети 5-7 лет:

О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).

  1. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день — ночь, месяц, сезон, год).
  2. Об агрегатных состояниях воды (вода — основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).
  3. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений — цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
  4. О предметном мире (родовые и видовые признаки — транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).
  5. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?