Роль экспериментирования в развитии личности ребенка дошкольного возраста
Современное образование считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из ведущих видов деятельности дошкольников.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Умение чётко выразить свою мысль стимулирует развитие речи.
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:
- Цель:развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира
- Задачи:1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений
- Содержание:информация об объектах и явлениях, предметах
- Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?» В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать — научиться — познать»
- Средства:язык, речь, поисковые действия
- Формы:элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
- Условия:постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
- Результат:опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения.