Статья №1
Художественная литература для мальчиков и девочек
Разделение литературных произведений по такому принципу достаточно условно. Однако, надо признать, что одна литература будет более понятна, приятна и полезна именно мальчикам, а другая – придётся по вкусу только девочкам. Следуя веяниям времени, даже издательства используют гендерный подход, правда, чаще просто в рекламных целях. На книжных прилавках мы можем видеть серии: «Лучшая литература для девочек», «Советы настоящим мальчикам» и т.п. Особенно ярко это прослеживается в книжках-комиксах, раскрасках, журналах, где используются герои мультфильмов, интересных прежде всего мальчикам («Трансформеры», «Тачки») или девочкам («Феи», «Мой маленький пони», «Принцессы»).
Но мы сегодня поговорим не об этих книжках-однодневках. Наша задача – из всего потока книжных изданий выделить книги, которые станут не только средством занимательно провести время, но будут полезны для становления личности детей, формирования их мировоззрения. Пусть книга даёт ребенку новые знания, учит какой-либо практической деятельности. Ведь слово «начитанный» ещё остаётся в русском языке. И мы его чаще всего соотносим со словами «культурный», «образованный». А какой родитель и педагог не хочет именно такими видеть в будущем своих детей и учеников?
Итак, мы ищем полезные книги для мальчиков и девочек, а так же не забываем, какие качества мы бы хотели воспитать в наших детях. Как нам советуют психологи, в мальчиках мы стремимся воспитать:
-ответственность (в том числе способность защищать, заботиться о слабых);
-готовность принимать самостоятельные решения;
-уверенность в себе;
-готовность отстаивать своё мнение;
-стремление к лидерству (в том числе готовность брать на себя ответственность за других)
А в девочках мы хотим видеть такие качества, как:
-предусмотрительность;
-готовность заботиться об окружающих;
-доброта;
-стремление к прекрасному;
-домовитость;
-гибкость характера.
В воспитании данных качеств помогут «универсальные» литературные произведения: народные сказки, легенды, былины. В них каждый может почерпнуть для себя нужное и близкое, в них сохранена житейская мудрость, общечеловеческая мораль: что хорошо, что плохо, каждый поступок имеет последствия. И всё это выражено в понятной образной форме. Народные сказки генетически близки людям, они опробованы и усовершенствованы многими поколениями. В них также можно найти образцы мужского и женского поведения «идеальных героев»:
Иван Царевич — смел, решителен, находчив;
Иван -дурак — удачлив, уверен в себе;
Былинный богатырь — честен, силён, предан своей Родине;
Царевны — нежны, красивы, загадочны;
Падчерицы — заботливы, домовиты, скромны, добры и т.д.
При обсуждении сказок можно подчеркнуть эти качества героев и наше к ним отношение. В сказках ярко представлены и отрицательные черты характеров мужчин (жестокость, трусость, бесчестье — предательство друга, брата и т.д.) и женщин (болтливость, недальновидность, упрямство, капризность и т.д.)
Сказки всегда востребованы, всегда под рукой. Нужно только взглянуть на них по-новому и применить нужном нам ключе для достижения наших педагогических и родительских целей.
Обсуждать поведение мальчиков и девочек, мужские и женские качества хорошо также на материалах повестей и рассказов о детях (школьного и дошкольного возраста). Для этого возьмём с полки книги всем известных и всеми любимых авторов, таких как: В.Осеева, А.Барто, А.Линдгрен, Е.Шварц, С.Михалков, В.Голявкин, Н.Носов, Э.Успенский, М.Зощенко, С.Прокофьева и другие. Хорошо, что сейчас книги стали доступны, и разнообразие их велико. Необязательно постоянно покупать книги в магазине, посещение библиотеки может стать прекрасным совместным занятием взрослых и детей.
Книги современных авторов хороши тем, что их герои – реальные люди и читатель (слушатель) может примерить на себя их историю и поступки, ведь герои попадают в жизненные ситуации, знакомые каждому.
Эти герои могут стать примером для мальчишек и девчонок. Пусть наши мальчики мечтают быть не суперменами и «человеками-пауками», а захотят стать такими же весёлыми, предприимчивыми и добрыми, как Эмиль из Лённеберги (из повести А.Линдгрен), честными и ответственными, как мальчик из рассказа С.Пантелеева «Честное слово». Пусть девочки вырастут такими же верными и любящими, как героини сказок Г.Х.Андерсена, прекрасными и загадочными как маленькая циркачка из рассказа В.Драгунского «Девочка на шаре». Перечислять хорошие книги можно долго.
И, конечно, не будем забывать, что наши дети – носители русского языка, а это подразумевает способность впитывать литературное слово, накапливать и затем использовать литературные обороты, новые слова в своей обыденной жизни. А вышеперечисленная литература – прекрасный материал для развития правильной, живой и образной русской речи.
Советуем почитать девочкам
дошкольного возраста
- И. Баллод, И. Румянцева ( по мотивам сказки Э. Аттли) «Про маленького поросёнка Плюха»;
- О.Пройслер «Маленькая Баба Яга»;
- С. Прокофьева «Лоскутик и облако»;
- В. Катаев «Цветик семицветик»;
- Ш. Перро, сказки;
младшего школьного возраста
- А. Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»;
- Л. Чарская «Сибирочка», » Княжна Джаваха»;
- Э. Портер «Поллианна»;
- Г. Мало «Без семьи»;
- С. Аксаков «Аленький цветочек»;
- Л.М. Олкотт «Маленькие женщины».
Советуем почитать мальчикам
дошкольного возраста
- А. Линдгрен » Малыш и Карлсон»;
- А. Гайдар «Чук и Гек»;
- В. Драгунский «Денискины рассказы»;
- А. Раскин «Как папа был маленьким».
младшего школьного возраста
- Дж. Родари «Приключения Чиполлино»;
- А.Линдгрен «Мио мой Мио», повести про Калле Блумквисте;
- М. Твен повести о приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна;
- Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»;
- К.Булычёв «Миллион приключений».