корпус "Берёзка"
Ленинградская область, г.Кириши
проспект Героев, дом 5а
Тел: 8 (81368) 271-87
корпус "Айболит"
Ленинградская область, г.Кириши
улица Энергетиков, дом 16а
Тел: 8 (81368) 262-61

Статья №4

Дети и фантазия

0_76006_521b8221_L.jpgМы привыкли думать, что фантазировать для детей естественно, как любить мультфильмы или стремиться бегать по лужам. Для взрослых дети – неуёмные «почемучки » и великие фантазёры. И психологи утверждают, что развитие творческих способностей ребёнка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Однако далеко не все малыши способны видеть в каждом предмете разные его стороны, не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

Мыслителями прошлого и современными учёными, психологами и педагогами-практиками высказано немало полезных советов о том, какими способами лучше обучать, развивать воображение ребёнка. Одним из самых доступных остаётся чтение художественной литературы.

Какие же произведения мы посоветуем почитать Вашим детям, чтобы развивать воображение и уметь управлять полётом своей фантазии?

Начнём, конечно же, с волшебных сказок, они будут интересны и маленьким детям, и ребятам постарше. Это могут быть сборники сказок разных народов мира: от всем знакомых русских народных или европейских сказок, до экзотических африканских или сказок индейцев Северной Америки. Такие сказки научат детей мыслить широко, усвоить, что сказка – это выдумка, но она часто отражает реальное положение вещей лучше некоторых учебников. Добро должно победить зло, добрые могущественные силы обязательно придут на помощь хорошему герою, и если взглянуть иначе на самые обычные вещи, то они могут оказаться волшебными, а животные говорящими. То, о чём в реальной жизни можно только мечтать, в сказках становиться обычным делом. За это мы и любим волшебные сказки.

Необходимо также вспомнить, что мы можем пользоваться наследием русских и советских писателей, в которое, конечно же,  входят литературные сказки. Эти произведения оказывали благотворное влияние на целые поколения, имена их авторов знакомы всем и каждому. Великие волшебники и фантазёры своими сказками умело пробуждали детскую фантазию, вели за собой в далёкие воображаемые города, в которых жили добрые и злые волшебники, ужасные чудовища и говорящие животные. Открываешь, например, книги Александра Волкова и на страницах оживают огородное пугало, железный дровосек, сверкает во всей красе Изумрудный город («Волшебник Изумрудного города»). Дети с лёгкостью могут это представить, в этом и есть настоящее чудо хорошей книги.

Кому-то из читателей запомнятся милые и забавные герои сказок Николая Носова про Незнайку и его друзей. В них нет страшных, захватывающих приключений, но зато сколько смешных историй случается с героями этих книг! По сказкам Носова снято огромное количество мультфильмов, а это делает героев ещё более узнаваемыми и любимыми.

Вспоминаются строки Александра Сергеевича Пушкина из сказки «Золотой петушок»: «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».  И мы согласны с классиком: сказки всегда чему-то учат, учат хорошему ненавязчиво, без нотаций, исподволь делая за нас, взрослых, наше дело – воспитывают детей.

Например, сказки Евгения Шварца говорят детям о том, что жизнь быстротечна и поэтому нужно беречь своё время и не тратить его впустую («Сказка о потерянном времени»), что важно жить по совести и о том, что «никакие связи не помогут сделать душу большой, а ножку маленькой» (киносценарий «Золушка»).

Повести-сказки детских советских писателей мы любим также за то, что они помогают видеть чудеса в самых обычных вещах, а герои этих книг, самые обычные люди подчас оказываются в водовороте удивительных, волшебных событий (повести-сказки Софьи Прокофьевой, Эдуарда Успенского). Они дают нам возможность верить, что в нашей жизни есть место надежде и чудесам.

Есть также книги, которые будоражат детскую фантазию тем, что ни на что не похожи. В них не только необычный сюжет и герои, но и сам стиль повествования. Смысл этих произведений загадочен и часто скрыт от поверхностного взгляда неискушённого читателя. «Эти книги для детей слишком сложные» – отмахиваются взрослые. Да, сложные, удивительные, но читатели во все времена всё равно любили их. Такие произведения как «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Городок в табакерке» Владимира Одоевского переворачивают наш привычный мир с ног на голову и помогает взглянуть на мир свежим и нестандартным взглядом. Пусть это будут не первые книги вашего ребёнка, но всё-таки их можно и нужно читать детям.

Часто в детских фантазиях окружающие предметы (особенно игрушки) живут своей тайной жизнью. Про это можно мы прочитаем в сказках Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», «Штопальная игла», «Свинья-копилка», «Пастушка и трубочист». Благодаря своей фантазии дети могут превратить любой предмет в объект игры, одушевляя его, придавая ему различные качества (сказка-сценарий к мультфильму Жанны Витензон «Варежка»).

Иногда дети боятся своих фантазий, их пугают шорохи в темноте, какие-то тени, узор на ковре может «превратиться» в чудовище. Родителям трудно бывает объяснить ребёнку, что в комнате никого нет. Возможно проще будет придать этой ситуации положительную окраску и почитать малышу сказки Татьяны Александровой про домовёнка Кузю. Это истории о дружбе девочки и  маленького домового, который поселился в городской квартире.

Предложите Вашим детям книжки с добрыми чудесами, они не только помогут развить воображение, но и научат смотреть на мир другим, нескучным взглядом.

А в заключение поразмышляем над словами Альберта Эйнштейна: «Воображение важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает всё на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции».

Что ещё можно почитать детям по этой теме:

Русские народные сказки (сборник «Планета детства»);12767140

Сказки братьев Гримм, Ш. Перро, В. Гауфа, Э. Гофмана (адаптированные для детского возраста);

Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»;

А.А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»;

А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»;

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»;

О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга»;

Т. Янссон, истории о Муми-троллях;

В. Ферра-Микура «Валентин свистит в травинку»;

А. Волков «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»;

Э. Успенский «Вниз по волшебной реке»;

С. Прокофьева «Приключения жёлтого чемоданчика», «Лоскутик и облако».

 

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?