корпус "Берёзка"
Ленинградская область, г.Кириши
проспект Героев, дом 5а
Тел: 8 (81368) 271-87
корпус "Айболит"
Ленинградская область, г.Кириши
улица Энергетиков, дом 16а
Тел: 8 (81368) 262-61

Статья №5

Детское чтение о природе

eylemce_479В  детских садах  в программно-методический комплекс образовательной области «Речевое развитие» и «Познавательное развитие» обязательно входит  рекомендуемый список детских литературных  произведений  о природе. Педагоги  стремятся привить детям бережное отношение к растениям, животным, учат правильному поведению в лесу, возле водоёмов. Родители тоже могут этому поспособствовать, включив в семейное чтение книги о природе. Современным маленьким жителям города часто просто необходима такая литература, чтобы расширить свой кругозор, познакомиться с другим, неведомым миром дикой природы.

Авторы произведений о природе знали о ней не понаслышке, сами много времени проводили в лесу, в поле, на реке. Виталий Бианки участвовал в научных экспедициях на Алтай. Николай Сладков был топографом и всю жизнь увлекался фотоохотой. Михаил Пришвин в юности получил специальность агронома, много путешествовал, был заядлым охотником. Евгений Чарушин прежде всего был художником-анималистом, а потом уже писателем. Перечислять можно долго, всех этих таких разных авторов объединяет большая любовь к природе, они знали то, о чём писали и смогли передать свои мысли и впечатления широкому кругу читателей.

Дети всегда любили книги о природе, особенно о повадках и жизни животных. Поэтому такие произведения широко издаются для юных читателей. Среди них можно найти подходящие и для совсем маленьких детей.

Например, сказка Корнея Чуковского «Цыплёнок». Её всегда печатают с большими иллюстрациями, как и задумывал автор. Эта короткая, но очень яркая сказка особенно нравится малышам.

Одно из самых известных произведений для детей младшего возраста сказка Владимира Сутеева «Цыплёнок и утёнок». Маленький слушатель сможет узнать, что птицы имеют сходства и различия, в увлекательной форме получит информацию о жизни домашних птиц.

Детям постарше можно предложить литературные сказки Д. Мамина-Сибиряка,   А.Толстого, В. Бианки. В этих сказках очень достоверно передаётся мир животных и птиц, хотя звери и разговаривают друг с другом, как люди. У Н.Сладкова есть маленькие сказки-диалоги. Животные беседуют, а мы из этих разговоров узнаём о повадках и жизни лесных жителей. Эти диалоги хорошо читать по ролям, использовать в театральных постановках с масками и костюмами.

 В разговоре об авторах-натуралистах нельзя обойти вниманием художника и писателя Евгения Чарушина. Он закончил Академию художеств и работал в детском отделе Госиздата, иллюстрировал книги Бианки, Пришвина, Маршака. Самуил Яковлевич и посоветовал молодому Чарушину самому попробовать писать рассказы. Так он стал автором многих книг для детского чтения и, конечно, продолжал писать о животных, сопровождая свои произведения замечательными и реалистичными изображениями зверей и птиц. Героями книг Чарушина часто выступают дети, которые взаимодействуют с животными. Нередко представители животного мира обладают качествами, которые восхищают писателя. Например, ворон в рассказе «Яша». Книги Чарушина навсегда завоевали сердца больших и маленьких читателей.

Но, наверное, самым известным и любимым автором книг о природе остаётся Михаил Пришвин. За свою долгую жизнь он написал огромное количество произведений разных жанров и разной тематики, но наиболее популярными стали рассказы и повести о природе. В них вы найдёте великолепные описания лесов и полей, полные самых подробных и поэтических деталей. Для книг Пришвина характерно философское размышление о месте и роли человека в природе, о взаимоотношениях с представителями животного мира. Многие из его произведений входят в дошкольные и школьные образовательные программы. Все помнят знаменитую повесть «Кладовая солнца», рассказы «Лисичкин хлеб», «Золотой луг» и многие другие. Мне больше всего нравятся рассказы из цикла «Охотничьи собаки». Они написаны с большой любовью к собакам, настоящим друзьям и помощникам человека. «Охотничья собака – это ключ от дверей, которыми закрываются от человека в природе звери и птицы», — читаем у Пришвина.

Детям школьного возраста будут интересны повести и рассказы Эрнеста Сетон-Томпсона. Это известный канадский писатель, художник-анималист, естествоиспытатель и общественный деятель. Его также по праву можно назвать американским писателем, поскольку Соединённые Штаты играли в жизни писателя большую роль. Например, он был одним из основателей движения скаутов в США. Не будучи поклонником городской жизни, Сетон-Томпсон подолгу жил в лесах и прериях. Написал около сорока книг, главным образом о животных. Книги Э. Сетон-Томпсона давно известны русскому читателю. Его произведения читают и взрослые, и дети. Часто они издаются с иллюстрациями автора. Героями Сетон-Томпсона становились самые разные животные, и читатель, как бы изнутри наблюдал жизнь лиса, волка, дикого мустанга, переживая вместе с ними счастливые и трагические события. Нередко животные-герои погибают в конце повествования. Но такова правда жизни, смерть героев Сетон-Томпсона тонет в общем потоке жизни и не оставляет ощущения безысходности.lifegoal7107313201158887620

У Николая Сладкова есть такие слова: «Мы с нетерпением ждём сигнала из космоса от далёких цивилизаций. И как-то не прислушиваемся к сигналам, что непрерывно звучат у нас на Земле, позывные птиц и зверей… Вслушивайтесь в голоса живого!»

Будем надеяться, что такая литература, о которой мы сегодня рассказали, поможет воспитать наших детей так, чтобы они видели, слышали природу, заботились о ней и считали себя её неотъемлемой частью.

Что ещё можно почитать детям о природе:

Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» и др.

П. Бажов «Серебряное копытце»

Е. Чарушин «Зверята», «Про больших и маленьких» и др.

Б. Житков «Про слона», «Мангуста» и др.

В. Бианки «Кто чем поёт?», «Лесные домишки» и др.

И. Соколов-Микитов «Рассказы о природе»

Н. Сладков «Лесные сказки», «Бежал ёжик по дорожке» и др.

М. Горький «Воробьишко»

М. Пришвин «В краю дедушки Мазая», «Говорящий грач» и др.

В. Чаплина «Питомцы зоопарка» и др.

Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»

Г. Скребицкий «Неведомые тропы» и др.

Дж. Даррелл «Моя семья и другие звери», «Зоопарк в моём багаже» и др.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?