Статья №6
Использование художественной литературы для коррекции речевых нарушений
Мы много рассказывали о том, как полезно и необходимо для ребёнка домашнее чтение. Сегодня хотелось бы поговорить о целесообразности использования художественной литературы на занятиях в детском саду и в режимных моментах в течение всего дня. В нашем детском саду необходимо поддерживать специально организованную речевую среду. Это продиктовано спецификой нашего учреждения. Коррекционно-развивающий процесс продолжается в течение всего дня.
Ежедневные групповые и индивидуальные логопедические занятия требуют значительного объёма тщательно подобранного речевого материала. Художественная литература может стать большим подспорьем для педагога при организации коррекционной работы. Например, литературные произведения как нельзя лучше подходят для работы над интонационной выразительностью речи. В эмоциональных, экспрессивных стихах Чуковского, Хармса можно найти речевой материал для восприятия и воспроизведения темпа и ритма речи, логического ударения (Д. Хармс «Весёлый старичок», К. Чуковский «Федорино горе»). Для отработки мелодики и тембра прекрасно подойдут диалоги животных из сказок Бианки, Сладкова, Сутеева (В. Бианки «Лис и мышонок», В.Сутеев «Кто сказал «Мяу!»). Диалоги часто используют в работе с неговорящими детьми. Для них хорошо подойдут произведения, наполненные ритмичными повторами, яркими образами, звукоподражаниями (К. Чуковский «Путаница»). Развитие интонационной выразительности крайне необходимо при работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, их речь не только лексически, но и эмоционально бедна, бесцветна и монотонна. Простые и яркие диалоги помогут детям с ограниченными речевыми возможностями участвовать в инсценировках и речевых играх.
Г. Сапгир «Кошка»
— Кошка, как тебя зовут?
— Мяу.
— Стережёшь ты мышку тут?
— Мяу.
— Мяу, хочешь молока?
— Мяу!
— А в приятели щенка?
— Ф-ф!
Учителя-логопеды используют литературные произведения на заключительных этапах автоматизации и дифференциации звуков. Вечерние занятия воспитателей по заданию учителя-логопеда могут включать в себя чтение художественной литературы, заучивание стихов, авторских чистоговорок и считалок. Подбирать речевой материал для автоматизации и дифференциации нужно внимательно, например, не стоит отрабатывать с ребёнком звуки раннего онтогенеза с помощью текстов, изобилующих шипящими и словами со звуком Р. Достаточно сложно подбирать авторские оригинальные тексты для автоматизации и дифференциации звуков. Но это возможно. Например, стихи Е.Благининой для этого просто находка:
[л] — [л’]
Еле-еле Лена ела,
Есть от лени не хотела.
[н] — [н’] — [л]
Няня на ночь Нину мыла.
Нина мыла не любила,
Но не ныла Нина,
Нина – молодчина!
Или, например:
[с’] — [з]
Жила-была мышка Мауси,
И вдруг увидала Котауси,
У Котауси злые глазауси,
И злые-презлые зубауси…
(К. Чуковский)
[т’] — [ч]
Жил на свете мальчик Петя
Мальчик Петя Пинчиков.
И сказал он:
— Тётя, тётя, дайте, тётя, блинчиков!
Но сказала тётя Пете:
— Петя, Петя Пинчиков!
Не люблю я, коли дети
Очень клянчат блинчиков.
В режиме учебной деятельности предусмотрено ознакомление с художественной литературой. Воспитатели планируют систему работы на учебный год в зависимости от возраста детей и согласно АООП учреждения. Однако, полезно включать литературные произведения в другие занятия, например, в виде организационного или занимательного моментов. Особенно подходят для этого стихи. Занятия по ознакомлению с окружающим миром можно начать стихами С. Маршака из цикла «Круглый год».
Открываем календарь –
Начинается январь. И т.д.
У В. Берестова есть стихи, подходящие для начала и конца занятия:
Вот и сказка отзвучала.
Мы начнём её сначала,
Или новую начнём.
Но сначала отдохнём.
Литературные произведения помогут и педагогам, и родителям лучше раскрыть необходимую лексическую тему. У Б. Заходера можно подобрать стихи о профессиях, у Н. Шемякиной о головных уборах, у В. Берестова о школьных принадлежностях, у Е. Серовой про цветы и т. д.
Родители, подбирая для детей произведения для домашнего чтения, могут ориентироваться на лексическую тему, которую дети изучают в это время в детском саду.
Высокохудожественными могут быть физкультминутки и пальчиковые гимнастики, которые педагоги используют в процессе занятия. Родители тоже могут, играя со своими детьми, вспомнить знакомые с детства стихи и считалки. Кому-то нравится знаменитое стихотворение С. Маршака, которое давно уже педагоги превратили в физминутку:
Вышли мыши как-то раз
Поглядеть, который час…
Кому-то «Зарядка» А. Барто, кому-то понравится пальчиковая гимнастика З. Александровой:
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать
Крепкие, дружные,
Все такие нужные…
Стихи можно использовать в подвижных играх на прогулке. У И.Токмаковой есть подходящие стихотворения: «Десять птичек – стайка», «Поиграем!».
У наших любимых поэтов можно найти замечательные считалки, самые разные: от простых, которые могут запомнить даже малыши, до совсем оригинальных, таких как у Б.Заходера:
Жили-были два соседа,
Два соседа-людоеда.
Людоеда
Людоед
Приглашает на обед.
Людоед ответил: — Нет,
Не пойду к тебе, сосед!
Или у В. Долиной:
Вышел ёжик из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Вынул камешки и мел,
Улыбнулся, как умел.
Подарил мне всё, что вынул,
И опять в тумане сгинул.
Конечно, стихи пригодятся и на занятиях по подготовке к обучению грамоте. У многих авторов можно встретить стихи про азбуку. У Г. Сапгира «Журавлиная книга», у Е. Благининой «Букварик», у Б. Заходера «Мохнатая азбука», перечислять можно долго.
Литературные произведения стали неотъемлемой частью логоритмических занятий. Это прекрасный материал для диалогов, инсценировок, упражнений на координацию речи и движения. Например, мы часто используем книгу со стихами В. Егорова «Расскажи стихи руками».
В нашей группе мы всегда читаем детям перед сном. В это время можно почитать прозу, даже длинное произведение, чтобы получилось чтение с продолжением. Чаще всего книга соотносится с лексической темой и конечно подходит детям по возрасту.
В заключение хотелось бы в очередной раз призвать родителей и педагогов регулярно использовать в своей работе художественную литературу. Ведь литературные произведения благотворно воздействуют на личность ребёнка, развивают языковое чутьё, дают образец правильной, самобытной русской речи.