Здоровьесберегающие инновационные технологии в логопедической практике современного учителя-логопеда
Давно известно, что в дошкольном возрасте закладывается основа «фундамента» физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем всего организма. В настоящее время большой процент детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья. На сегодняшний день приоритетными задачами в программе модернизации российского образования являются: оздоровление ребёнка-дошкольника и культивирование здорового образа жизни.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых трудностей, но и личности каждого ребенка в целом. К каждому воспитаннику дошкольного образования необходим индивидуальный подход.
В современном мире в работе с детьми с речевыми нарушениями сейчас недостаточно использовать традиционные технологии в коррекционной работе. Все чаще возникает необходимость поиска новых подходов, технологий и приемов для устранения недостатков речи, способствующих росту мотивации у дошкольников, обеспечивающих эффективность и качество коррекционной работы. Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с традиционными видами работ рекомендуется использовать современные технологии, нетрадиционные методы и приемы.
Психологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Это мертвый груз. Ребенок на занятии рисует, пишет или читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно.
В нашем МДОУ «Детский сад №17» корпус «Айболит» есть единственная речевая группа для детей с заиканием. Дети, поступающие в нашу группу, имеют сложный диагноз: заикание. Помимо судорожных запинок, заикание включает в себя нарушения высшей нервной деятельности, связанные в одних случаях с органическим поражением ЦНС, в других – с невротической реакцией. Заикание является очень тяжелым речевым расстройством. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими. Помимо заикания 85% детей группы имеют и другие соматические заболевания.
Поэтому включение в работу здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением профессиональной деятельности учителя-логопеда.
Цель здоровьесберегающих технологий – укрепление детского организма и его эффективное функционирование, снижение утомляемости, нормализация процессов возбуждения/торможения, нормализация голоса и речевого дыхания, тонуса мышц, моторики артикуляционного аппарата, устранение отрицательных эмоций, нормализация сна, активизация умственных способностей ребёнка.
При организации коррекционного процесса важная роль отводится созданию благоприятного физиологического и психологического фона, проведению общеоздоровительных мероприятий. Для детей обеспечиваются максимально комфортные условия пребывания: количество детей, посещающих группу, не превышает 12 человек (группа разновозрастная); организуется щадящий речевой и эмоционально-двигательный режим; учебная нагрузка определяется в соответствии с возрастными, речевыми и индивидуальными возможностями каждого ребёнка. В МДОУ создана сопроводительная система всех специалистов. Изучаются данные медицинской карты ребенка, проводится комплексная диагностика ребёнка. На этой основе оценивается физическое, соматическое, неврологическое состояние дошкольника. Речевой статус ребенка фиксируется в ходе комплексного логопедического обследования, в результате которого заполняется речевая карта ребенка. Изменение речевой динамики отражается в начале, середине и конце учебного года. Данное обследование носит дифференцированный характер в связи с многообразием речевых дефектов и учитывает возрастные особенности детей. Информацию о психологическом статусе воспитанника (состояние высших психических функций, особенностей эмоционально-волевой сферы) получаем в результате совместной деятельности с педагогом-психологом МДОУ.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много. Но мне хочется остановиться на тех, которые, на мой взгляд, являются наиболее целесообразными и эффективными для коррекции речи заикающихся детей.
В своей профессиональной деятельности самостоятельно апробирую и успешно применяю, уже в системе, на каждом логопедическом занятии следующие здоровьесберегающие технологии, которые условно делю на три категории:
— технологии сохранения и стимулирования здоровья
Артикуляционная гимнастика «Фитнес для язычка» – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов. Главная задача — выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.
Дыхательная гимнастика — неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания для заикающихся). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.
Психогимнастика – это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств.
Регуляция мышечного тонуса и релаксация (расслабление по контрасту с напряжением) – используется расслабляющая музыка.
— технологии обучения здоровому образу жизни
Логопедический и зондовый массаж – это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж (активизирующий и расслабляющий) представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией. Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализации мышечного тонуса данных мышц. Самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
Аурикулярный массаж – массаж ушных раковин. Несложность выполнения, отсутствие противопоказаний позволили широко внедрить этот метод массажа в работу с детьми. Он показан детям практически от рождения, так как помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает память.
— коррекционные технологии
Су-Джок терапия – регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма, в частности, профилактики и коррекции заикания. Су – кисть, Джок – стопа.
Я применяю Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальцы.
Чтобы заинтересовать воспитанников, сделать обучение оригинальным, осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии, а так же программно-аппаратные технологии, помогающие логопеду в работе.
Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, широко применяющиеся в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения.
Одной из специализированных компьютерных логопедических программ является программа «ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ». Компьютерная лицензионная логопедическая программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи и заикания у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Упражнения, представленные в программе, построены таким образом, что ребенку кажется, что он играет с героем программы Тигренком, разговаривает с ним, помогает ему, путешествует по волшебной Стране Звуков и Слов, на самом деле он учится, и каждое задание помогает ему преодолевать речевые нарушения. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок – все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям. Эта программа позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Предложены серии упражнений по 4 блокам: – звукопроизношение, просодика, фонематика, лексика. Всего более 50 упражнений.
Эта программа представляет собой тренажер для речевой реабилитации и коррекции звукопроизношения у детей. Технически визуализация звучащей речи в данном комплексе достигается при помощи улавливания звуков микрофоном. Данная программа позволяет визуализировать такие компоненты звучащей речи как:
- речевое дыхание
- голосоведение
- фонетическое оформление звучащей речи
- темпо-ритмическая организация речи
- модуляция голоса
Тренажер позволяет:
- внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений;
- многократно дублировать необходимый тип упражнения и речевой материал;
- использовать различный стимульный материал — картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь;
- работать на разных уровнях сложности;
- одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти дошкольника.
Еще одной инновационной программно-аппаратной технологией является БОС –терапия. Она основана на применении Биологической Обратной Связи (БОС) – это новый безлекарственный метод исправления нарушенных функций организма с использованием электронных приборов. Коррекционно-профилактический Комплекс «Комфорт ЛОГО» для профилактики и коррекции речевых расстройств предназначен для немедицинского применения и рекомендован для работы: логопедам различных образовательных и другим специалистам помогающих немедицинских профессий (коррекционно-педагогических) специальностей, детских садов разных типов и видов, центров развития ребенка, учреждений предшкольного и дополнительного образования, детских санаториев и профилакториев.
Я прошла курс обучающих семинаров по изучению психо-коррекционной программы «Комфорт Лого», которую успешно внедряю в коррекционную деятельность с детьми с заиканием. Работа программы основывается на использовании биологической обратной связи.
Программа «Комфорт Лого» является универсальной методикой коррекции психо – эмоциональных и логопедических нарушений и развития адаптационных возможностей: обеспечивает процесс личностного развития, расширяет возможности социально – психологической адаптации. Программа реализует метод функционального биоуправления. Суть метода ФБУ состоит в том, что с помощью компьютера и сигналов внешней обратной связи, инструкций логопеда, диафрагмально-релаксационного дыхания, и поэтапно-усложняющихся речевых нагрузок ребенок вырабатывает у себя новые, здоровые навыки (динамические стереотипы) дыхания, артикуляции, голосообразования, речи и уверенного речевого поведения. Аппаратное обеспечение программы «Комфорт Лого» состоит из компьютера и программного обеспечения на двух дисках, компьютерной приставки «МиКарТ», предназначенной для регистрации (съема) физиологического (с тела ребенка) сигнала, его усиления и передачи в компьютер для дальнейшей обработки. А также электрических биполярных кардиодатчиков, температурных датчиков, мышечных датчиков, одеваемых на тело ребенка, и электродов, через которые они связаны с приставкой и компьютером.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Информатизация общества изменила практику повседневной жизни. Мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Внедрение ИКТ повышает требования к уровню профессионализма педагога, т. к. информационная культура является частью общепедагогической культуры. Использование информационно- коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.
Среди ассортимента интерактивного оборудования наибольшим спросом в образовательных учреждениях пользуются интерактивные приставки Mimio. Интерактивная приставка mimio похожа на проекционный экран, ставший уже привычным в учебной зоне группы: на гладкую поверхность (маркерную или обычную школьную доску, стену) проецируется изображение с компьютера. Но главное в устройстве mimio – не способ вывода информации, а возможность управлять экранным изображением таким же образом, как мы привыкли управлять компьютером с помощью мыши. Удобство данной системы в том, что педагог или ребенок, взяв в руки специальный стилус, имеет возможность делать зарисовки, выделять, передвигать, нажимать, управлять и всё это происходит в игровой форме. Свободно передвигаясь, педагог имеет возможность уделять внимание отдельным детям и более эффективно управлять их вниманием.
Дошкольники в большей степени, чем дети старшего возраста, нуждаются в том, чтобы занятия были интересными и увлекательными, им нужна дополнительная мотивация, большая наглядность. Совместная деятельность с дошкольниками немыслимы без элементов игры, в которой они всегда принимают самое активное участие, поэтому в этом возрасте нельзя, как в школе, обойтись просто красочной и информативной презентацией, именно здесь востребованы возможности интерактивной технологии MIMIO.
В своей работе я широко использую игры и игровые упражнения, разработанные на основе медиатехнологий. Работа с интерактивной приставкой МIMIO значительно расширяет возможности педагога. Преимущество собственных разработок в том, что их можно включать в любой этап мероприятия, при объяснении нового, повторении, закреплении материала и контроля достижений.
Первые опыты применения в детском саду позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ.
— Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.
— Компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам. Движения, звук, графика, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка.
— Это отличное средство поддержания задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
Как показала практика, при работе с использованием ИКТ дети активны. На фоне положительных эмоций повысился интерес к изучаемому материалу, за счёт высокой динамики эффективней проходит усвоение материала, коррекция звукопроизношения , тренируется внимание и память, устраняется речевой дефект (заикание). Активно пополняется словарный запас, воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, комуникабельность и раскрепощенность , что очень важно для заикающихся детей, развивается воображение и творческие способности.
Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей с заиканием и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.