корпус "Берёзка"
Ленинградская область, г.Кириши
проспект Героев, дом 5а
Тел: 8 (81368) 271-87
корпус "Айболит"
Ленинградская область, г.Кириши
улица Энергетиков, дом 16а
Тел: 8 (81368) 262-61

Знакомство детей с палочками Кюизенера

1Палочки Кюизенера появились в нашей группе осенью, их «как бы» доставили нам из волшебного леса, а собрал эти палочки Винни Пух под огромным дубом. Дети с интересом рассматривали новую игру, пытались что-нибудь построить, сравнивали палочки по размеру и цвету. Далее мы предложили детям пособие Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Оно красочное и сразу привлекло внимание детей. В пособии карточки располагались от простого к сложному, что позволило постепенно усложнять задания и ориентироваться на разные способности детей. Стихи, написанные под картинками, хорошо воспринимались детьми, наталкивали на размышления о сказочных героях, которых предлагалось выложить из палочек.

Для успешного протекания самостоятельных игр мы создали необходимые условия – специально отведённые в предметно-игровой среде места (шкаф, полки, столы в математической игротеке, в которой поместили несколько наборов ПК, альбомы к ним, картотеку с играми и схемами для свободного доступа детям.

На основе наблюдения за детьми мы обнаружили у детей интерес к воссозданию, составлению целого из частей, сравнению по количеству, составлению узоров по схемам и придумыванию своих.

Организация совместных и самостоятельных игр была различной: от стихийно возникающих – к мотивированным («Появилась новая, очень интересная игра», «Не хотите ли поиграть вместе со мной? Кто выберет игру?» и другие формы организации, представленные в таблице.

Понятие образования нового числа путём добавления единицы формировалось у детей путём «измерения числа с помощью общей условной мерки — кубика, или палочки «единицы». Такой вид работы был введён в нашей группе после того, как дети познакомились с материалом и поработали по схемам.

Путём практических измерений дети пришли к выводу, что два белых кубика сложенные вместе равны по длине розовой палочке. Был задан вопрос: какое число может обозначать розовая палочка, если имеются два белых кубика такой же длины? Дети назвали число 2.После этого мы предложили добавить ещё белый кубик рядом с розовой палочкой Ребята нашли голубую палочку, длина которой равнялась предыдущей комбинации палочек. Поэтому голубая палочка обозначает число 3. Таким образом мы познакомили детей остальными палочками.

На дальнейших занятиях мы строили лесенки из пяти, а далее из десяти ступенек. Поднимались и спускались по ним, считая в обратном направлении. При этом дети закрепляли прямой и обратный счёт. Также мы провели ряд игр-упражнений «Построй заборчик» из палочек (разные варианты). Дети пересчитывали их по длине, говорили, что одна палочка длиннее или короче другой на одну единичку –белую палочку. Ещё мы сравнивали рядом стоящие числа, обозначаемые этими палочками. Тем самым дети усвоили количественные отношения между числами первого десятка, учились находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатом измерения, учились измерять с помощью условной мерки длину предмета, мы старались научить детей устанавливать?» логические связи и закономерности, развивать зрительный глазомер.

У детей на столах были разложены палочки и им было предложено выложить из палочек ёлочку.

Для закрепления знаний о составе числа дети играли в игру «Город чисел». 2Числовой город растёт, появляются новые дома, и целые улицы. «Почему домики- числа разной высоты?» — удивились дети! Одни ребята сказали, что в домиках живут разные числа, поэтому домики разные, а другой ребёнок сказал, что у большего числа и домик больше и наоборот. В обсуждении дети пришли к выводу, что чем больше число, то тем больше вариантов его разложения.  Затем, обсудив карточки, дети самостоятельно подбираю к числу палочке все варианты разложения на два числа (состав числа) На завершающих этапах нашего эксперимента дети самостоятельно исследуют на палочках состав каждого числа и записывают результаты исследования в домики на карточках.

Особый интерес был вызван взвешиванием палочек – чисел на весах. В данной игре дети наглядно видели, что чаши весов на одном уровне, если положить на них одинаковые палочки, (например, жёлтые — 5), т.е. дети пришли к выводу, что 5 = 5, а если добавить единичку или другую палочку, то число станет больше и чаша весов перевесит. «На сколько больше стало число? А какое это число?» Дети подбирают соответствующую по размеру палочку и приходят к выводу, что если к 5 добавить 1, то получится 6 (5+1=6), а если добавить палочку 2, то получится 7 (5+2=7)

В сюжетно-ролевых играх: «Магазин» дети использовали палочки в качестве денег для закрепления состава числа и обозначения количества числом.

Работая с календарём природы, дети обозначали палочками число, день недели, месяц, а также температуру воздуха.

оо 6 56

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?