Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню. Дай попробовать – и я пойму»
Познавательно-исследовательская деятельность – это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир через предметы, их свойства и действия с ними, а также через природу и природные явления. Умывает руки – познает свойства воды, обедает – познает съедобное и несъедобное. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.
Ни для кого ни секрет, что современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески. Задача педагога воспитать ребенка любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке,стать самостоятельными, быть творческой личностью. Я считаю, что при проведении исследовательской деятельности ребенок не должен чувствовать авторитета педагога, позиция взрослого — всегда быть рядом с детьми и участвовать в работе, исследовании, совместных обсуждениях.
Моя работа по исследовательской деятельности строится на интересе детей к различным повседневным проблемам. Главным преимуществом является то, что началом экспериментальной деятельности является определенная ситуация, заинтересовавшая конкретного ребенка. Главной моей задачей считаю сопровождение поиска ответа, активное сотрудничество «на равных» на всех этапах экспериментирования. Основой нашего исследовательского проекта, стала заинтересовавшая проблема. Наш первый проект был «Дети — против Кока-Колы». один из детей пришел в сад и рассказал, что пил дома газировку, а потом у него заболел живот. Детей заинтересовало правда ли газировка негативно влияет на организм человека. в процессе исследования мы знали, что в Кока-Коле находится большое количество сахара, что вредно в первую очередь для зубов. Кока-Кола удаляет ржавчину, что доказывает, что в ней содержится большое количество кислоты, что негативно скажется на здоровье человека. Еще одним проектом был «Полезные свойства молока». Дети пришли в сад и во время обсуждения один ребенок рассказал, что был у бабушки в деревне и наблюдал процесс доения коровы. Дети дошкольного возраста не понимают значимости молока в развитии организма человека, и не все дети с удовольствием пьют молоко. Поэтому моей задачей было помочь детям раскрыть ценные качества молока, его значимость для развития детского организма. Еще раз хочется отметить, что все проведенные проекты были проведены с инициативы детей, их желания исследовать ту или иную проблему.
На мой взгляд, главными достоинствами проведения детского экспериментирования в детском саду – получение реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. У ребенка в ходе исследовательской деятельности развиваются высшие психические функции. При этом у ребенка не только развивается, но и обогащается речь, что является одной из важных задач дошкольного детства. В заключении хочется сказать, что исследовательская деятельность в дошкольном возрасте — является фундаментом развития и формирования не только познавательной, но и личностной сферы ребенка. Такое погружение в исследовательскую деятельность формирует познавательный интерес и мотивацию, самостоятельность, ответственность, целеполагание.