Статья №3
Навстречу радости
Эту статью хотелось бы начать отрывком из книги К. Чуковского «От двух до пяти»: «Все дети от двух до пяти верят (и жаждут верить), что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья, и эта вера – одно из важнейших условий их нормального психического роста. Чудесно сказал об этом самообслуживании ребёнком весельем поэт Александр Кушнер:
В детстве что? Кружись и падай,
На одной скачи ноге.
Сам себя смеши и радуй
В голубом дождевике…
Доставляй себе веселье
Из всего. Из рук и ног,
Из болезни, из безделья,
Из бумаги, из чулок…
Гигантская работа ребёнка по овладению духовным наследием взрослых осуществляется только тогда, если он непоколебимо доволен и собой, и окружающим миром».
Согласимся с классиком. Оптимизму наших детей можно позавидовать. Дети любят сказки со счастливым концом и протестуют, если с героями происходят несчастья. Часто дети требуют исключить из повествования грустные моменты и придумывают сказке благополучный конец. Неудивительно, что детям очень нравятся смешные истории, книги с весёлыми приключениями и забавными героями. Хорошо, если взрослые помогут выбрать такие книги из огромного многообразия детской отечественной и зарубежной литературы. Итак, что же мы можем порекомендовать.
Малыши полюбят весёлые стихи К.Чуковского, И. Токмаковой, В. Берестова, С. Маршака. Дошкольникам постарше и младшим школьникам понравятся такие авторы, как Г. Сапгир, Б. Заходер, Д. Хармс, А.Усачёв, Ю. Мориц, Э. Мошковская, Л.Слуцкая, Е. Благинина. Вообще, чувство юмора формируется у детей довольно поздно. И его, как и многое другое (например, эстетический вкус или грамотность), нужно развивать. Хорошая литература нам в этом непременно поможет.
Позже, когда дети станут постарше, они начнут смеяться над проделками Карлсона и Эмиля из книг Астрид Линдгрен. Поймут в чём соль юмористических стихов Г. Остера и оценят весёлые приключения дяди Фёдора и обезьянки Анфисы (героев произведений Э. Успенского).
Будет здорово, если родители, читая детям, тоже смеялись над шутками автора и помогали детям понять смешное. Тогда дети постепенно поймут, что юмор – это не только падение в лужу незадачливого героя, а гораздо более тонкая материя. Хорошие советы по этому поводу можно почерпнуть из книги Т. Шишовой
«Чтобы ребёнок не был трудным»: «Важно не задавить природную жизнерадостность, в той или иной степени присущую каждому малышу. А для этого необходимо, прежде всего, следить за своим выражением лица и тоном. Чем «труднее», чем болезненнее ребёнок, тем больше в его квартире должно звучать смеха и весёлых голосов, ибо для него это самое лучшее лекарство. Очень советую вам прочесть книгу американской писательницы Э. Портер «Полианна», в которой рассказывается об удивительной маленькой девочке, умевшей даже в самом неприятном и горестном находить какие — то хорошие стороны. Полианна называла это «игрой в радость». Попробуйте поиграть в неё и вы: учите ребёнка радоваться жизни и вы будете изумлены тому, как быстро она (то есть ваша жизнь) изменится к лучшему».
РЕКОМЕНДУЕМ
для дошкольников:
— Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Про Веру и Анфису».
— А. Усачёв «Умная собачка Соня».
— А. А. Милн «Винни Пух и все, все, все…»
для школьников:
-М. Зощенко «Лёля и Минька»
-Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова», » Пять похищенных монахов».
-Н. Носов «Замазка», «Фантазёры», «Живая шляпа», «Мишкина каша».
— В. Драгунский » Денискины рассказы».
— Ф. Искандер «Детство Чика».
-Э. Рауд » Муфта, Полботинка и Моховая Борода».
-Я. Экхольм «Тутта Карлсон первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие…»
— А. Линдгрен » Три повести о Малыше и Карлсоне», » Эмиль из Лённеберги».
— Турбьёрн Эгнер «Люди и разбойники из Кардамона».
Весёлого вам чтения!