Организация игр с песком.
При организации игры с песком необходимо опираться на психотерапевтические рекомендации Карла Густава Юнга и его последователей, опыт коллег. Передавая детям знания о песке, знакомим их с окружающим миром, развиваем у дошкольников желание познавать, экспериментировать.
Песок является прекрасным средством для развития и саморазвития детей, а игра с ним положительно влияет на их эмоциональное состояние.
Песок состоит из отдельных песчинок, которые символизируют индивидуальность человека, а песочная масса — жизнь во Вселенной.
В песочнице создаются дополнительные возможности для развития тактильной чувствительности, «мануального интеллекта» ребенка. Итак, имеем дополнительный эффект в решении традиционных учебных и развивающих задач: с одной стороны, значительно усиливается мотивация ребенка к учебной деятельности, с другой — интенсивнее и гармоничнее развиваются познавательные процессы.
Организация игр с песком требует создания специальной пространственной среды.
Для работы с песком понадобятся:
— Песочница (50х70х8)
— Песок;
— Вода;
— Набор миниатюрных фигурок;
— Природные материалы (камни, ракушки, шишки и т.д.);
Психологи рекомендуют, чтобы цвет песочнице сочетал в себе краски дерева, неба и воды. Эти цвета успокаивающе влияют на человека.
Наряду с песочницей следует разместить все необходимое для опытов, экспериментов: набор миниатюрных фигурок для обыгрывания зданий и сооружений из песка, природный материал и тому подобное.
Работа с песком имеет многовекторную направленность. Для примеров есть несколько направлений ее влияния.
Песочная игровая терапия способствует формированию у детей ключевых составляющих жизненной компетентности:
— ценностное отношение к миру;
— вера в собственные возможности;
— базовые качества личности — самостоятельность, человечность, трудолюбие, наблюдательность, креативность
— развитость практических умений, творческих способностей.
Игры с песком необходимы для детей, они:
— Развивают все психические процессы: восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
— Формируют у ребенка представления об окружающем мире;
— Развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
— Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
— Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
— Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу)
— Помогают познавать внешний и свой внутренний мир;
Все игры в пескотерапии делятся на 3 направления:
Обучающие игры – направлены на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас, развивает внимание и память, развивает восприятие различного темпа речи, развивает фонематический слух, работает над дыханием. Главное идет обучение письму и чтению.
Познавательные игры – познать многогранность нашего мира.
Проективные игры – осуществляют психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.
Предлагаю вам несколько игр с песком для детей старшего дошкольного возраста:
— Рассмотрим игры, направленные на развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительности.
Игра «Следы»:
— Упражнение «Идут медвежата» — сначала кулачками будем нажимать на песок, теперь ладошками, нажимаем с силой;
— Упражнение «Прыгают зайцы» — будем ударять по поверхности песка двумя пальчиками, движемся в разных направлениях; теперь тремя сгруппированными пальчиками (потом 4 и 5 пальчиками)
— «Ползут змейки» — сначала расслабленными пальчиками (показать) сделаем поверхность песка волнистой; а теперь пальчики напряжем (в разных направлениях). А теперь выполним упражнение ребром ладони.
— «Бегут жучки» — двигаем всеми пальчиками, как бегают насекомые; можно погружать ручки полностью в песок, они касаются друг друга, как бы «жучки здороваются»;
— «Ожерелье для мамы» — из чего делают бусы? (из бусинок). А на что нанизывают бусинки? (На ниточку). Нарисуй пальчиком ниточку и бусинки. Выложи бусинки из камней и фасоли.
(Уважаемые родители, таким образом можно предложить ребенку выложить любую фигуру, букву или предмет по желанию ребенка, используя любой подручный материал).
А теперь предлагаю математические игры с песком:
— «Сколько?» — я спрятала в песке предметы, найди считай их и отметь соответствующей цифрой (7 каштанов, 8 желудей)
— «Соседи» — соседи — это те, кто живет по соседству, рядом. Помоги цифре 4 найти своих соседей. Проведи дорожки пальчиком.
— «Геометрическая мозаика» — выложи из мозаики фигуры: квадрат, прямоугольник, ромб. Как эти фигуры можно назвать? (Четырехугольниками) Почему? Сколько сторон у любого четырехугольника? У какой фигуры есть 3 угла и 3 стороны? Нарисуй ее. Нарисуй фигуры, которые не имеют углов.
(Уважаемые родители, геометрические фигуры, цифры можно преподавать, рисовать по образцу, по памяти, или словесными указаниями взрослого)
А также предлагаю игры по обучению грамоте и речевого развития:
— «Кто спрятался?» — необходимо найти в песке фигурки и назвать первый/последний звук в слове; (Тянуть звук)
— «Веселые превращения» — нарисуй букву Р, а теперь попробуй ее превратить в букву В, а ее в Ь — Б — Д — Т;
— «Угадай» — я закрою глаза, а ты спрячешь в песке какое-то животное. Подскажи мне, что ты спрятал. Загадай загадку. Не забудь назвать части тела животного, что умеет делать, где живет, какую пользу приносит людям.