корпус "Берёзка"
Ленинградская область, г.Кириши
проспект Героев, дом 5а
Тел: 8 (81368) 271-87
корпус "Айболит"
Ленинградская область, г.Кириши
улица Энергетиков, дом 16а
Тел: 8 (81368) 262-61

Организация игр с песком.

При организации игры с песком необходимо опираться на психотерапевтические рекомендации Карла Густава Юнга и его последователей, опыт коллег. Передавая детям знания о песке, знакомим их с окружающим миром, развиваем у дошкольников желание познавать, экспериментировать.

Песок является прекрасным средством для развития и саморазвития детей, а игра с ним положительно влияет на их эмоциональное состояние.

Песок состоит из отдельных песчинок, которые символизируют индивидуальность человека, а песочная масса — жизнь во Вселенной.

В песочнице создаются дополнительные возможности для развития тактильной чувствительности, «мануального интеллекта» ребенка. Итак, имеем дополнительный эффект в решении традиционных учебных и развивающих задач: с одной стороны, значительно усиливается мотивация ребенка к учебной деятельности, с другой — интенсивнее и гармоничнее развиваются познавательные процессы.

22

Организация игр с песком требует создания специальной пространственной среды.

Для работы с песком понадобятся:

— Песочница (50х70х8)

— Песок;

— Вода;

— Набор миниатюрных фигурок;

— Природные материалы (камни, ракушки, шишки и т.д.);

Психологи рекомендуют, чтобы цвет песочнице сочетал в себе краски дерева, неба и воды. Эти цвета успокаивающе влияют на человека.

Наряду с песочницей следует разместить все необходимое для опытов, экспериментов: набор миниатюрных фигурок для обыгрывания зданий и сооружений из песка, природный материал и тому подобное.

Работа с песком имеет многовекторную направленность. Для примеров есть несколько направлений ее влияния.

 Песочная игровая терапия способствует формированию у детей ключевых составляющих жизненной компетентности:

— ценностное отношение к миру;

— вера в собственные возможности;

— базовые качества личности — самостоятельность, человечность, трудолюбие, наблюдательность, креативность

— развитость практических умений, творческих способностей.

Игры с песком необходимы для детей, они:

— Развивают все психические процессы: восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;

— Формируют у ребенка представления об окружающем мире;

— Развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

— Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

— Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;

— Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу)

— Помогают познавать внешний и свой внутренний мир;

Все игры в пескотерапии делятся на 3 направления:

Обучающие игры – направлены на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас, развивает внимание и память, развивает восприятие различного темпа речи, развивает фонематический слух, работает над дыханием. Главное идет обучение письму и чтению.

Познавательные игры – познать многогранность нашего мира.

       Проективные игры – осуществляют психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.

        Предлагаю вам несколько игр с песком для детей старшего дошкольного возраста:

— Рассмотрим игры, направленные на развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительности.

Игра «Следы»:

— Упражнение «Идут медвежата» — сначала кулачками будем нажимать на песок, теперь ладошками, нажимаем с силой;

— Упражнение «Прыгают зайцы» — будем ударять по поверхности песка двумя пальчиками, движемся в разных направлениях; теперь тремя сгруппированными пальчиками (потом 4 и 5 пальчиками)

— «Ползут змейки» — сначала расслабленными пальчиками (показать) сделаем поверхность песка волнистой; а теперь пальчики напряжем (в разных направлениях). А теперь выполним упражнение ребром ладони.

— «Бегут жучки» — двигаем всеми пальчиками, как бегают насекомые; можно погружать ручки полностью в песок, они касаются друг друга, как бы «жучки здороваются»;

— «Ожерелье для мамы» — из чего делают бусы? (из бусинок). А на что нанизывают бусинки? (На ниточку). Нарисуй пальчиком ниточку и бусинки. Выложи бусинки из камней и фасоли.

(Уважаемые родители, таким образом можно предложить ребенку выложить любую фигуру, букву или предмет по желанию ребенка, используя любой подручный материал).

А теперь предлагаю математические игры с песком:

— «Сколько?» — я спрятала в песке предметы, найди считай их и отметь соответствующей цифрой (7 каштанов, 8 желудей)

— «Соседи» — соседи — это те, кто живет по соседству, рядом. Помоги цифре 4 найти своих соседей. Проведи дорожки пальчиком.

— «Геометрическая мозаика» — выложи из мозаики фигуры: квадрат, прямоугольник, ромб. Как эти фигуры можно назвать? (Четырехугольниками) Почему? Сколько сторон у любого четырехугольника? У какой фигуры есть 3 угла и 3 стороны? Нарисуй ее. Нарисуй фигуры, которые не имеют углов.

(Уважаемые родители, геометрические фигуры, цифры можно преподавать, рисовать по образцу, по памяти, или словесными указаниями взрослого)

А также предлагаю игры по обучению грамоте и речевого развития:

— «Кто спрятался?» — необходимо найти в песке фигурки и назвать первый/последний звук в слове; (Тянуть звук)

— «Веселые превращения» — нарисуй букву Р, а теперь попробуй ее превратить в букву В, а ее в Ь — Б — Д — Т;

— «Угадай» — я закрою глаза, а ты спрячешь в песке какое-то животное. Подскажи мне, что ты спрятал. Загадай загадку. Не забудь назвать части тела животного, что умеет делать, где живет, какую пользу приносит людям.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?